«XXI век – век высоких компьютерных технологий». Поэтому сегодня их знать и пользоваться ими нужно каждому современному человеку, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни. В феврале 2011 года Президент РФ утвердил Концепцию Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы, одной из целей которой, является обеспечение инновационного характера базового образования. Российское образование стало на новую ступень развития, где учитель идет рядом с учеником, а не ведет его. Исходя из этого, я осуществляю использование новых информационных технологий через личностно-ориентированное образование, познавательную деятельность, где в центре внимания личность ученика, а не только преподавание. Для этого систематически применяю различные эффективные педагогические технологии: метод проектов, технология работы в группах, критического мышления, индивидуальное, дифференцированное, личностно-ориентированное, разноуровневое обучение, здоровьесберегающие технологии. В свою очередь, их применение немыслимо без новых информационных компьютерных технологий, помогающих раскрывать педагогические и дидактические функции методов. Компьютер мне служит повседневным хорошим помощником, дает возможность разнообразить процесс обучения, сделать его более наглядным и динамичным. Регулярное применение компьютера в классе, дома, во внеклассной работе стало моей повседневной нормой жизни, тем самым и мои ученики живут в качественно новой информационной среде, а не только изучают компьютер на уроках информатики. Общепризнанно, что математика является наиболее трудоемким учебным предметом, требующим от обучающихся постоянной, кропотливой и значительной по объему работы, весьма специфичной и разнообразной. Применение компьютера и компьютерных технологий в связи с этим необходимо и делает учебный процесс более эффективным, сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей, повышает интерес обучающихся к изучению предмета, позволяя сделать сложную науку математику более доступной. Поэтому я делаю более разнообразными формы и методы обучения, решаю самые различные педагогические задачи, чем заметно повышаю наглядность обучения, познавательную активность школьников. Наиболее успешно применение компьютера на уроках, где присутствует геометрический материал. Изображение геометрических фигур и работа с ними, их построение, измерение и изменение с использованием средств компьютерной математики положительно меняет характер преподавания этого предмета. В процессе своей работы широко использую электронные тематические презентации: при повторении, обобщении и контроле знаний. Демонстрировать красочные объемные фигуры, менять расположение которых можно простым движением мыши, изменять параметры этих фигур – быстро, удобно. Учитель освобождается от рисования какого-либо чертежа непосредственно на уроке, что экономит время, и потом, чертеж на экране – совсем не то, что изображено мелом на доске. Часто изучение нового материала начинаю с постановки перед детьми проблемы, которая удивляет и обозначает границы знания и незнания для учащихся. "Сталкиваясь" с трудностями, коллизиями, у них возникает желание найти способы преодоления, желание приобрести новые, недостающие знания, то есть теперь усвоение нового материала становится для детей мотивированным процессом, вызывающим внимание, сосредоточенность и активность. Также эффективно применение анимации. Показываю, на какие объекты следует обратить внимание, выделяю, чтобы в определенное время появилась новая нужная информация. Особенно актуально через воспроизведение с анимационной подсказкой, где возможна совместная деятельность ученика и учителя. Затем воспроизведение знаний по образцу, но без подсказки, самостоятельно. Задания демонстрируются на экране, а через какой-то промежуток времени на экране появляются для проверки правильные ответы к устному счету, тексты в виде готовых решений целой задачи или, при необходимости, этапов решения задачи, тесты. Так проверяю усвоение знаний детей в течение обучения. И, наконец, применение знаний в незнакомой ситуации, без предъявления алгоритма решения, где целью является определение трудностей обучения. Удобно использовать мне электронные тесты и презентации при повторении учебного материала, т.к. за короткое время можно повторить большое количество материала, а учащиеся, пропустившие урок, могут использовать презентации для самостоятельной работы. Продуктивно и оптимально использую готовые программные продукты «Живая математика», «Хитрые задачки», «Измерение», «Математика. 1-4 классы. Тесты», «Демонстрационные таблицы», позволяющие эффективно организовать деятельность учащихся. Происходит визуализация предмета, работает и развивается одновременно зрительная, слуховая и кинестетическая память. Хороший результат обучения дает использование мультимедийных презентаций по определенной теме на уроках окружающего мира, литературного чтения, русского языка, кубановедения, ИЗО и технологии. Часто к процессу создания презентаций подключаются и мои ученики. Это тоже один из способов обучения, так как качество усвоения темы гораздо возрастает, если презентация сделана самим учеником. Данные технологии позволяют отдельному ребенку работать в своем собственном режиме, в то же время ученикам, обладающим высокими учебными возможностями, создают условия за то же самое время получить углубленные или расширенные знания, что значительно экономит время обучаемого и обучающего. Причем ребенок сам выбирает и уровень учебного материала, который может (а главное хочет) усвоить. Ценно еще и то, что полностью решается проблема «пропущенного» материала. В центре любого образовательного процесса стоит ученик, ведомый учителем к знаниям. И если школьник от мотива «надо» приходит к мотиву «мне интересно, я хочу знать», то путь этот будет радостным и плодотворным. «Что есть образование? Это передача информации. И она должна быть удобоваримой, должна быть таким яблоком познания, которое можно было бы откусить, съесть и переварить». Использование Интернет-ресурсов (видеоуроки, тренажеры, плакаты) и создание своих ЦОР и ЭОР помогает мне и учащимся во внеклассной деятельности, в частности, при подготовке и проведении мероприятий, праздников, защиты Проектов. В результате информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают мне необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации развития и обучения каждого ребенка, повышения его познавательной мотивации и активности. Использование и применение ИКТ в обучении, наличие в моем кабинете мультимедийного оборудования, интерактивной доски – для меня, как учителя,– это профессиональный рост, поэтому я работаю над созданием электронной базы кабинета начальных классов №23. Учитель начальных классов О.Ф.Сидоренко
|