Особенности проектирования и организации современного урока в начальной школе. Слайд 1 Доверьтесь ученикам, положитесь на них; Слайд 2 они наделают ошибок, но человеку ничто человеческое не вредно, и их ошибки принесут меньше беды, чем нудное наставление учителя-надзирателя. Л.Н.Толстой. Слайд 3 Урок - это логически законченный, целостный, ограниченный определенными временными рамками этап учебно-воспитательного процесса. Слайд 4 Три постулата современного урока 1. Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя 2. Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры 3. Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства Слайд 5 Аспекты урока. Содержательный – на уроке учитель должен свободно ориентироваться в учебной теме. Методический – учитель должен грамотно организовать деятельность учащихся. Эмоционально-психологический – учитель должен придти на урок «в настроении», «в хорошей форме». Имиджевый – учитель должен позаботиться о качестве своего внешнего вида и т.д. Слайд 6 Цель современного урока: - это предполагаемый, заранее планируемый (мысленно или вербально) результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта. Слайд 7 Дидактические задачи: • актуализировать прежние знания, умения и навыки, непосредственно связанные с темой урока; • сформировать у учащихся новые понятия и способы действия; • организовать применение учащимися знаний и опыта деятельности с целью формирования у них новых учебных и познавательных умений и навыков, нового опыта познавательной деятельности. Слайд 8 Специфические признаки урока: l постоянная группа учащихся; l руководство деятельностью школьников с учетом особенностей каждого из них; l овладение основами изучаемого непосредственно на уроке. Слайд 9 Организационные основания урока: 1. Работают все и работает каждый. 2. Интересно мнение каждого и радуют успехи каждого. 3. Все благодарны каждому за его участие, и каждый благодарен всем за свое продвижение к знаниям. 4. Доверие к учителю как к руководителю групповой работы, но каждый имеет право на инициативное предложение. 5. Все и каждый имеют право высказать мнение относительно проведенного занятия. Слайд 10 Система организационных правил на уроке. 1. Доводить педагогические требования до своего логического конца. 2. Сопровождать педагогическое требование инструкцией, раскрывающей легкий способ исполнения требуемого. 3. Раскрывать положительную программу действий и избегать негативных требований, т.е. требований не делать чего-либо. 4. Не предъявлять детям непосильных требований. 5. Переакцентирование внимание детей с общего требования на его детали. Слайд 11 Правила совместного общения на уроке. 1. НЕ произносить резких, категоричных суждений. 2. НЕ подчеркивать интеллектуальное превосходство кого-либо. 3. НЕ пренебрегать мнением других. 4. НЕ перебивать выступающего, но и самому быть лаконичным и четким в высказываниях. 5. НЕ допускать фамильярности по отношению к кому-либо. 6. Отмечать индивидуально-ценностное в работе каждого. 7. Выражать благодарность в адрес присутствующих. Слайд 12 Требования к современному уроку. 1.Точное и творческое выполнение программно-методических требований к уроку; грамотное определение типа урока, его места в разделе, курсе, видение особенностей каждого урока. 2. Учет реальных учебных возможностей обучающихся, уровня их воспитанности, уровня сформированности классного коллектива, учет интересов, склонностей, потребностей и запросов учащихся; целенаправленность в ликвидации пробелов в знаниях. 3. Продумывание и решение в единстве задач образования, воспитания и развития; выделение важнейших, доминирующих задач урока, их конкретизация с учетом особенностей и возможностей коллектива. 4. Выбор рациональной структуры и темпа проведения урока, обеспечивающих успешное решение поставленных задач и экономное использование времени урока. 5. Концентрация внимания учащихся на усвоении важнейших понятий, положений, выделение главного в содержании обучения. 6. Обеспечение практической направленности учебного процесса, создание реальных возможностей применения УУД обучающимися, знаний, умений и навыков, не допуская формального усвоения теоретических сведений. Слайд 13 Продолжение 7. Расширение арсенала выбора методов преимущественно за счет методов активного, проблемно-деятельностного обучения, с использованием ИКТ и ЭОР, которые способны активизировать и мотивировать обучающихся. 8. Сочетание фронтальной классной формы работы на уроке с групповыми, в парах и индивидуальными, стремление к организации учебного труда как коллективной деятельности. 9. Формирование у всех учащихся осознанного и активного отношения к своей учебной деятельности, навыков рациональной организации учебного труда на уроке; использование воспитательных и развивающих возможностей. 11. Общение с учащимися на демократической основе, сочетание требовательности с уважением к личности школьника, опора в работе на классный коллектив, сотрудничество и взаимодействие, образец воспитательного влияния личности самого учителя. 12. Соблюдение благоприятных для работы на уроке гигиенических и эстетических условий. 13. Определение содержания и объема домашних заданий, не допуская перегрузки учащихся. 14. Следование замыслу (сценарию) плана урока и одновременная готовность гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций. 15. Самооценка, взаимооценка обучающихся, портфолио, мониторинг достижений. Слайд 14 Давайте же будем хорошими учителями, которые не преподносят истину, а учат ее находить! Слайд 15 Благодарю за внимание.
|