Главная » Файлы » Мои файлы

Сотрудничество. Сидоренко Ольга Федоровна.
[ Скачать с сервера (33.8 Kb) ] 09.12.2013, 15:16
Сотрудничество. Сидоренко Ольга Федоровна.
Учебное сотрудничество как способ формирования УУД, НОТ, коммуникативных компетенций
обучающихся в начальной школе.
  При освоении любой деятельности приобретаются определенные способности. В учебной деятельности ребенок обретает способность учить себя или умение учиться. Умение учиться, формируемое в учебной деятельности (и только в ней), резко выделяется из ряда всех школьных умений. Появление этого умения важное событие в психическом развитии ребенка: с этого момента ребенок из ведомого становится хозяином, субъектом собственного развития – человеком обучающим самого себя, меняющим себя сознательно и целенаправленно.
  Обучение в начальной школе не достигает основной развивающей цели – формирования умения учится, если: -младший школьник не способен рефлексировать, т.е. различать: "это я уже знаю и умею”, "этого я еще совсем не знаю, надо узнать”, "это я уже немного знаю, но надо еще разбираться, тренироваться, осваивать, чтобы свободно владеть в любой ситуации”. -у ученика известные ему понятия не организованы системно: упорядочены, логически взаимосвязаны, обладают полнотой признаков. Умение учится, как индивидуальная способность вначале существует лишь в совместной, разделенной между участниками форме: в форме учебного сотрудничества. Умеющий учиться – это тот, кто умеет вступать в учебное отношение с любым источником знаний, умений, навыков – с книгой, кинофильмом, музейным экспонатом, с каким – нибудь фактом культуры, с любым умелым и знающим человеком. Умение сотрудничать с взрослыми: прежде всего с родителями, воспитателем, а далее с первым учителем, который не только хранит искомое знание, но и специально обучен его передавать, - вот тот начальный уровень развития, который может и должен быть достигнут старшим дошкольником, который обнаруживает психологическую готовность обучения в школе. Первым школьным источником для ребенка, как правило, оказывается учитель начальной школы. Учебное сотрудничество учителя с учеником есть прообраз индивидуальной способности ребенка к учебному совершенствованию. О сотрудничестве школьника нельзя говорить до тех пор, пока ребенок не обнаруживает способности самостоятельно, по собственной инициативе строить новый вид взаимодействия с взрослым, вовлекать взрослого в сотрудничество.    
  Учебное обращение к взрослому означает следующее: ребенок знает, чего он не знает; хочет это узнать; сообщает учителю, чему именно он хочет научиться, где нуждается в помощи и в какой помощи.
  Существуют три типа заданий, специально предназначенных для упражнений детей в инициативном учебном сотрудничестве с учителем. Это задания:
- воспитывающие неимитационное поведение ребенка на уроке;
- критичность его мышления;
-тренирующие в обнаружении границы собственных знаний;
- формирующие умение запрашивать у учителя необходимый способ добыть и освоить информацию.
  К первой группе заданий относятся: а) Задания – "ловушки”, различающие ориентацию ребенка на задачу и на действия её решения. Учитель задает вопрос и, работая вместе с классом, предлагает неверный ответ или присоединяется к неверному ответу ученика. Для ученика создается проблемная ситуация, в которой он должен сопоставить свою и другую точку зрения, что воспитывает у ученика привычку доверять себе не менее чем товарищу или учителю, ни с кем не соглашаться просто так, не подумав. б) Задания – "ловушки”, различающие понятийную и житейскую логику. - Какое слово длиннее: усы или усики? Что легче 1кг ваты или 1кг железа? - В какой из этих пар слова по смыслу связаны между собой не так, как в остальных? Волк – волчица, петух – курица, ворон – ворона, жеребец – кобыла, кот – кошка. в) Задачи, не имеющие решения. Они воспитывают небуквальное, неисполнительское отношение к заданию учителя, осмысление содержания и реализацию в верном решении: -даны схемы слов из 5 и 7 клеток. Покажите ту схему, которая соответствует количеству звуков в слове "машина”. - Даны числа 9, 7, 4, 5, 3, 1, 2. Запишите в тетрадь этот отрезок натурального ряда чисел. - Учащиеся должны в процессе прослушивания связанного сюжетом текста завершить отдельные фразы учителя словами "и мы тоже …” (разумеется, в тех случаях, когда такое завершение является логичным): "Я люблю ходить в гости к друзьям… "и мы…” Вчера моя подруга отмечала свой день рождения… "и мы тоже его отмечали …” Она позвала меня и еще много друзей… Я принесла ей подарок… "и мы тоже…” Это был большой плюшевый медведь… На шее у него был большой красный бант… Подруга очень обрадовалась моему подарку… "и мы за неё тоже…” "Спасибо, - сказала она… - Я очень люблю большие мягкие игрушки… "и мы тоже …” Они всегда такие забавные…” "и мы ведь тоже …” А потом все сидели за праздничным столом… "и мы тоже …” На нем стоял большой торт… А скоро и я буду справлять свой день рождения… "и мы…” Интересно, что подарят мне мои друзья?..” "и нам тоже…”
  Вторая группа заданий включает: а) Простейшие упражнения, позволяющие определить, способен ли ребенок ориентироваться на объективную возможность действовать или он склонен действовать неразумно, наугад. - Серый волк придумал несуществующее слово РОЧЬ и спросил у трех поросят, что это за часть речи. Ниф – Ниф сказал: "Это существительное женского рода”. Нуф – Нуф сказал: "Это существительное мужского рода”. Наф –Наф сказал: "Это глагол”. Кто из поросят точно не прав? б) задания, которые учат рассматривать знакомый предмет с нестандартной позиции - Посидев на уроке у первоклассника Миши, его младшая сестра Маша потом рассказывала маме: "Вышев к доске, Петя тут же ошибился. А сел улыбающий такой. И чему радуется, ведь не умеет писать как следовает!” Какие ошибки допустила сама Маша? в) Задания имитирующие позицию учителя. - Учащиеся познакомились с правописанием мягкого знака в именах существительных после шипящих. Найдите те слова, которые можно предложить другим ученикам для записи: речь, мяч, конь, вещь, плащ, встать, любишь, соль, прочь, кирпич, течь… Третья группа заданий включает в себя: а) Задания с недостающими данными. - В слове шесть букв. Сколько в нем слогов? -К какой части речи относится слово "больной”? б) Задания, в которых спрашивают дети, а отвечает учитель. - Я загадала одно слово. Задайте любые пять уточняющих вопросов о слове, ничего не спрашивая о его значении. в) ситуации скрытого незнания, т.е. ситуации, в которых дети точно знают, что они этого не знают. Подобные вопросы и задания могут даваться задолго до изучения темы или в начале ее изучения. -А как нам записать слово "руч.нки”? - чему равна одна десятая часть от числа разбойников из сказки про Али Бабу?
  Все описываемые задания требуют совершенно определенной атмосферы урока: атмосферы дискуссии, спора, рассуждения, доказательств, коллективного поиска истины.
                                             Сотрудничество детей друг с другом.
  Одна из самых продуктивных форм организации учебной дискуссии – совместная, групповая работа детей. В непосредственном взаимодействии с учителем ребенку ещё трудно освоить взрослые приемы, необходимые для того, чтобы научиться учить себя самостоятельно. Для этого нужно общение с равными себе, т.е. с детьми.
  Начинать организацию такого сотрудничества необходимо с первых уроков, предлагая детям ситуации, в которых они работают сообща, обсуждая свои мнения в малых группах по 2-4 человека. Обучение необходимо начать с показа, с образца совместного решения задачи. Учитель вызывает одного из учеников к доске и просит составить предложение по схеме И показывает вместе с ним как надо помогать друг другу, чтобы задание было выполнено правильно. Учитель: Саша, какое предложение ты придумал? Еще не придумал? А я придумала: "На улице идет сильный дождь и дует ветер”. Хорошее я составила предложение? Саша: Да. Учитель: А правильно я составила предложение? Оно подходит к нашей схеме? Проверь, пожалуйста. (Ребенок проверяет и убеждается, что предложение слишком длинное). Учитель: Что же нам делать? Давай его сократим так: "На улице идет сильный дождь”. Саша: Я проверил, оно опять не подходит. Одно слово лишнее. Учитель: Какое же слово можно убрать? Саша: Слово – сильный. Учитель: Твое предложение я проверю сейчас по схеме. (Проверяет, показывая образец контроля по схеме). Наше предложение подходит к схеме. Значит, мы вместе с тобой задание выполнили правильно.
  Давая подобные задания ученикам, важно при проверке акцентировать внимание на характер взаимодействия учеников, а не на результат их действий.
  Для организации совместной работы детей на уроке необходимо учитывать определенные правила: Цели организации совместной работы детей на уроке 1. Эмоционально-содержательная поддержка. 2. Возможность ребенку утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах. 3. Каждому ребенку дать опыт выполнения учительских функций, которые составляют основу умения учиться. Это могут быть функции контроля и оценки, постановки задач и планирование деятельности. 4. Групповая работа на уроке дает учителю не только дополнительные мотивационные средства вовлечения детей в содержание обучения, но и возможность органически сочетать на уроке обучение и воспитание - строить человеческие и деловые отношения детей. Общие правила организации групповой работы 1. При построении учебного сотрудничества необходимы "ритуалы” взаимодействия, так как такой формы общения у детей еще не было. Дети должны знать, как сесть за партой, чтобы видеть друг друга, как положить учебник, чтобы удобно было работать вместе, как соглашаться, как возражать, как помогать, как простить, как просить помощь. 2. Вводя новую форму сотрудничества, необходимо дать детям речевые примеры обращения друг к другу: "Ты согласен?”, "А как ты думаешь?”, "Почему ты так думаешь?” "У меня другой способ решения…” 3. Любую совместную работу необходимо разбирать. Главный принцип разбора ошибок совместной работы: анализировать не содержательную сторону ошибки, а ход взаимодействия. 4. При соединении детей в группы стоит учитывать их личные склонности. Но следует учитывать и то, что самому слабому нужен не столько сильный ученик, сколько терпеливый и доброжелательный. Упрямцу полезно померяться силами с упрямцем. Двух озорников соединять опасно, но при определенной тактике это может быть полезно. Самых развитых детей не стоит надолго прикреплять к слабым, им нужны равные по силам. И не стоит соединять детей с плохой самоорганизацией, легко отвлекающихся, с детьми, разными по темпу работы. 5. Для того, чтобы группа сработалась необходимо 3-5 занятий, поэтому часто пересаживать детей не стоит. Но и закреплять один и тот же состав на долгое время так же не рекомендуется. Дети должны получать опыт сотрудничества с разными партнерами. 6. При оценке работы группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие достоинства: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость… 7. Работа парами не требует специальной расстановки парт. А вот для группы из 5-7 человек парты нужно расставить таким образом, чтобы детям было удобно смотреть друг на друга: Лучше так или так, но не так!
  При организации сотрудничества существуют определенные противопоказания, которые следует учитывать. 1. Недопустима пара из двух слабых учеников, им нечем обмениваться друг с другом. 2. Не принуждать к групповой работе детей, которые по каким-то причинам отказываются работать в группе с кем - либо из детей. Но в следующий раз все же предложить им работать вместе. Устраивать разборки на уроке причин отказа ни в коем случае не нужно. Можно разрешить ребенку работать одному. 3. Чтобы избежать повышения утомляемости на уроке в адаптационный период первоклассников нельзя занимать такой совместной работой детей более 10-15 минут урока, и более половины урока до конца 1 класса. 4. Абсолютной тишины во время совместной работы не может быть, так как дети обмениваются мнениями, высказывают свои мысли относительно содержания или отношения к работе других детей, поэтому относиться к этому нужно спокойно. Бороться надо лишь со слишком возбужденными выкриками, с разговорами в полный голос. 5. Не нужно наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе. Интерактивные игры
  Особое значение для меня в формировании навыков сотрудничества имеют интерактивные учебные игры. Предлагая детям такие игры, вы тем самым дарите им совершенно особое время. В ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной школьной жизни. После окончания игр дети анализируют и обсуждают полученный опыт.
  Игра "Мостик дружбы”- дети образовывают пары, придумывают какой – нибудь мостик (при помощи рук, ног, туловища). Потом можно построить мостик втроем, вчетвером и т.д. до тех пор, пока будут находиться желающие. Заканчивается тем, что все дети становятся в круг и поднимают руки вверх, изображая большой мост дружбы.
  "Волшебная палочка” - можно регулярно начинать неделю, так как каждому ребенку дает возможность задуматься и подвести итог прошедшей недели. Развивает навыки общения, групповую сплоченность. Дети учатся попеременно говорить и слушать других. "Волшебная палочка” используется для регулирования детских монологов. Рассказчик сам решает, кому передать палочку дальше.
  "Любимые задания”- дети обсуждают со своими одноклассниками задания, которые обладают для них особой ценностью, тем самым получают возможность развивать свои коммуникативные способности. В то же время игра способствует укреплению единства группы. Игра проводится в тройках. Затем дети объединяются, и каждый ребенок рассказывает классу о том задании, которое полюбилось всем членам его тройки.
  "Письмо”- письма помогают детям развивать способность и умение общаться. Появляется возможность правильно и точно сформулировать свое послание. В этой игре лучше писать письма не человеку, а предмету, по отношению к которому ребенок испытывает сильные эмоции. В заключение игры дети по желанию зачитывают письма. Похожая игра «Мой дневник» - личные переживания, размышления, выводы.  "Равновесие”- диагностическая игра, в ходе которой дети учатся настраиваться друг на друга и сохранять равновесие в общении. Выполняется в паре, используйте возможность выполнить это задание с разными партнерами. Используются три позиции: сидя напротив друг друга, взяться за руки и отклониться назад, при этом удерживать равновесие; стоя на коленях; стоя, поставив ступни ног вплотную друг к другу, и отклонившись.
  "Браво” - эта игра способствует сплочению группы. Дети, в чей адрес раздаются аплодисменты, получают точно такое же наслаждение от игры, как и те, кто им рукоплещет. Поставьте стул в центре класса и попросите всех плотно окружить его со всех сторон. Спросите детей, кто из них хочет первым встать на этот пьедестал и насладиться громом наших аплодисментов? В первый раз помогите классу рукоплескать изо всех сил. Когда дети увидят, как аплодисменты приятны стоящему на стуле ребенку, они будут хлопать еще сильнее.
  "Биография друга” - эта игра побуждает задумываться о жизни своих друзей. По жребию каждый ребенок выбирает себе заранее заготовленные карточки с именами детей класса Нужно обязательно проверить, не досталось ли свое собственное имя ребенку, в таком случае нужно будет поменяться с кем - то. Дети должны составить биографию того человека, чье имя записано на карточке. В помощь детям предлагается анкета: " напиши историю жизни (биографию) того человека, который тебе достался по жребию. Разузнай о нем как можно больше. При этом обязательно включи в биографию следующее: имя и фамилию этого ребенка; возраст; день рождения; адрес; описание внешности; имена членов семьи; что любит делать; что тебе в нем нравится; переезжал ли когда – нибудь этот человек на другое место; кем работают родители; что украшает его жизнь; твой собственноручный портрет этого человека. 10 минут дается на то, чтобы поговорить с тем ребенком, про которого нужно написать, и еще 10 минут, чтобы самому ответить на вопросы, которые зададут. После чего дается 20-30 (может и меньше, в зависимости от уровня класса) минут для записи истории жизни своего одноклассника. После этого несколько детей зачитывают написанные биографии, по желанию могут подарить их своим партнерам.
  Ребенок, пришедший в школу, еще не владеет учебным сотрудничеством, оно может сложиться только при его организации, т.е. постановке таких учебных задач, которые требуют поиска новых способов решения. Но это не значит, что учебное сотрудничество может претендовать на исключительность, все прежние формы сотрудничества ребенка с взрослым и ровесниками, которыми он владел до школы остаются: исполнительское сотрудничество, игровое сотрудничество, но имеют свое место и время, а главное – должны носить учебный характер.
  Учебное сотрудничество должно занять свое достойное место в учебном процессе для того, чтобы обучающиеся смогли вступать в полноценные учебные отношения, выросли критично мыслящими и самостоятельными.
Категория: Мои файлы | Добавил: Фёдоровна
Просмотров: 590 | Загрузок: 21 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Марина Викторовна  
0
Попробую в своей работе, заманчиво.

Имя *:
Email *:
Код *:
Категории раздела
Наш опрос
Что такое оптимизация?
Всего ответов: 1
Статистика

Онлайн всего: 19
Гостей: 19
Пользователей: 0
Форма входа